Галерея   Выставки   ДжазАрт   Художники   Портреты  Роспись  Фотография 
Художественная галерея Вознесение Арт

Коршунов Иван
Коршунов Иван
Член Московского союза художников
Биографический очеркИгра в живописьВыставка ''Про любовь''. Слайд-шоуFallen. Анимация

Игра в живопись

Любое широкое представление о профессиональном художнике, прошедшем систему отечественного образования, сейчас ограничивается тем обстоятельством, что восприятие такого «пути в искусстве» в нашей стране часто проходит через призму представления об академической муштре и обязательной, а, следовательно, ограничивающей творческую свободу и индивидуальность, дисциплины «академизма».

Размышляя о развитии и происхождении «академизма» в России, корни принято искать в слове «реализм». Отечественная почва действительно орошена различными концепциями реализма, к примеру, «критического» или «социалистического» и т.д.

Но, к великому сожалению, подлинная эстетическая природа реализма, его изобразительность оказались затерты идеологией, а сам термин зачастую звучит почти ругательно. То же можно отнести и к «академизму». В этом смысле художников, имеющих специальное образование, антагонисты такой (если сильно обобщить) неотрадиционалистской направленности в искусстве «поженили» на «академизме», который ассоциируется со словом «власть».

Однороден ли реалистический метод сейчас или нет? Каково его качество? Изжил ли он себя?

Всё это – большие вопросы искусствознания. В данном же случае нас интересует несколько иное обстоятельство. Его можно сформулировать как исключительно устойчивую в современном восприятии «сцепку»: реализм–академизм–обслуживание власти. Термин «власть» в данном случае следует понимать как «государственно-чиновничий» вкус или «заскорузлые представления» о роли искусства или о его « чудесных и целебных» воспитательных свойствах, ведь по мнению большинства творческих людей, считающих себя свободными от доктринёрства, заключив любой, даже мало-мальский (хотя бы в виде образования в художественном учреждении) контракт с «властью», художник заключает «договор с дьяволом» и предает свою совесть и свое художественное «Я».

И как бы себя не называли молодые и не очень авторы так называемые «советские уши» (от образования), по мнению недоброжелателей, торчат из произведений любого выпускника художественного вуза. Власть стереотипа в восприятии сыграла вот такую недобрую шутку с отечественными художниками нескольких последних поколений.

Можно также сказать, что интерес к отечественному «неореализму» «пал» под натиском наступившего в 1990-е годы «безвременья» и отсутствия социального заказа на темы и идеи этим течением исповедовавшиеся и исповедующиеся. Тем не менее, такие «печальные» обстоятельства всегда являются частью договора с обществом, потребляющим искусство в более доступной форме (с точки зрения ясности задач), которые ставят перед собой художник. К примеру, авторам с «более» скандальной репутацией, чем «рисующим что-то», гораздо проще выживать в ситуации необходимости создавать «новости» и привлекать политизированное телевидение. А где телевизионные камеры – там и событие. И это – основа нынешнего функционирования искусства. «Телевизионная», «медийная», что ли, попытка расставить точки, запятые, границы, демаркационные линии, определить зоны бифуркаций превратила в нашей стране, да и во всём мире, историю искусств в исчерченную карту военных действий, битву за право считаться «настоящим» искусством. Любая международная биеннале – это скорее олимпиада, чем выставка.

Однако, несмотря на обилие «скорбных примет» нашего времени, встречаются и иные. Общая растерянность, «инерционность» систем художественного образования постсоветского периода, которые можно расценить и как окончательный упадок, словно толкают авторов на поиски самоидентификации, будируют к особому применению своих умений и знаний в измененной «картине художественного мира» и «театре художественных действий». В этом смысле «негатив» оборачивается «позитивом».

В конечном итоге то, что мы привыкли называть живописью, переродилось в «высказывание» средствами живописи, но не в смысле «литературоцентричности» или некоей вербальной подосновы современного искусства, а в том, что утрачено прежнее значение живописи, или точнее, в современном мире живопись встраивается в «калейдоскоп искусств» иным способом, нежели в предыдущие эпохи. Другими словами, живопись, вернее её неутилитарные формы, находятся в поиске своего «места под солнцем» в условиях высокоскоростной и перенасыщенной визуальной информацией агрессивной среды современной культуры.


Все эти тезисы могли бы быть голословными, если бы не ряд работ молодого московского художника Ивана Коршунова. Он – выпускник Суриковского института, «причастность» к которому, как уже было отмечено ранее, оставляет «неизгладимый отпечаток» на восприятие творчества художника обществом.

Тем не менее, идеи, которые автор исповедует в своих произведениях, напрочь лишены пресловутого «грязного налёта фузы» из-под колёс «машины образования». Какова же суть эстетического и смыслового «мессиджа» этих полотен? И в чем проявился этот ранее описанный феномен сплава «старого» и «нового»?

Очень важным аспектом картин И. Коршунова является сопоставление в них подлинной реальности и «игры в жизнь». Зритель сталкивается с ситуацией, когда игра становится частью бытия. Причем эта игра похожа на театральное перевоплощение. Каждый, кто столкнулся с художественным образованием, знает, что художники во все времена постоянно писали и рисовали друг друга, а иногда (и даже очень часто) фотографировали (для прояснения деталей одежды, движения рук и т.д. персонажей своих произведений), обряжая друзей и родственников, тем самым вовлекая их в процесс своего творчества.

Здесь мы сталкиваемся с более сложной ситуацией. Художник, создавая произведение, не просто фотографирует переодетых в различные костюмы своих друзей или родственников, он как бы уподобляется театральному постановщику или кинорежиссеру.

Персонажи картин Коршунова почти всегда люди его «ближнего круга», в связи с чем его произведения имеют особое значение для всего окружения художника, его друзей, коллег, которых он изображает. То есть на короткое время они (люди близкие и знакомые) становятся актерами, но не на сцене, а внутри некоего микросообщества. Или, перефразируя слова Д. Дидро, «играют так, будто занавес не поднимался». Что, в свою очередь, превращает зрителя не только в соглядатая, но и участника действа.

Здесь очень уместными окажутся слова Й. Хейзинги, который показал, что игра относится к сущностным характеристикам человека. Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра».

Еще одним немаловажным аспектом творческого метода И. Коршунова представляется то обстоятельство, что он создает свои жанровые картины как знаково-символические явления, что не могло не сказаться на его анализе живописи прошлого.

Будучи и художником, и историком искусства И. Коршунов «вплетает» в ткань своих произведений «историко-культурные отсылки», которые имеют целью показать, что есть некоторые схожие черты между его «выстроенностью» сцен со срежисированностью сюжетов в картинах мастеров прошлого (к примеру, Джозефа Райта, Караваджо, Жоржа де Латура, раннего Веласкеза). Тематическая линия «символического» карнавала и игры проходит незримо при рассмотрении всех работ этой серии. Однако из-за эмоционально ощущаемой «пафосности» произведений, их «крупноформатности», обилия черного и «давящего» пространства «задников», ощущение «игры» начинает порой ускользать, что создаёт визуальный дуализм между произведением и его восприятием.

Игра не закончилась – игра только начинается. Восприняв как девиз парадоксальные слова Ш. Бодлера – «то, что завершено, не бывает совершенным» – пожелаем Ивану Коршунову и всем молодым авторам успехов в нелегкой ситуации нашей расхристанной действительности.

Смирнов Т. И.
кандидат искусствоведения


Далее: Выставка ''Про любовь''. Слайд-шоу

→ Главная   → Художники   → Коршунов Иван   → Игра в живопись  
Voznesenie-art.ru, 2009-2011
Галерея на Вознесенском: живопись, графика, роспись, мозаика.
Художественные выставки и арт-классы.
Москва, Вознесенский пер., д.9, стр.2   (495) 968-14-02
Контакты  |  Статьи и публикации  |  Ваш вопрос  |  Карта сайта

Все права на произведения искусства, представленные на сайте, принадлежат авторам или владельцам этих произведений.
Запрещается использовать изображения картин и художественных предметов без согласия правообладателей.