Галерея   Выставки   ДжазАрт   Художники   Портреты  Роспись  Фотография 
Художественная галерея Вознесение Арт

Статьи и публикацииМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниПроект росписи Храма Ильи Пророка

Проект росписи интерьера храма Илии Пророка.



Проект росписи храма Илии ПророкаПроект росписи храма Илии ПророкаПроект росписи храма Илии Пророка
Богоматерь с младенцем

Настенные росписи во все обозримые исторические времена составляли одно из важных направлений изобразительного искусства. А если брать в расчет наскальные рисунки древнейших племен, то, пожалуй, период такого обобщения можно расширить вглубь множества тысячелетий. Естественно, что первым, самым важным, а подчас и единственым объектом для украшения росписями всегда были храмы и религиозные постройки. Православная христианская культура создавалась в эпоху, когда изобразительные возможности художников и технологии создания росписей уже были в значительной степени разработаны. Первые христианские художники создавали свои росписи и в технике фрески, и с помощью сложносоставных красок, и с использованием мозаичных технологий.

Основные каноны православной живописи сложились в Византийской империи. Полтора тысячелетия развития иконографии создали ряд совершенных по художественной силе воздействия образов. Различные периоды византийской истории - золотой век Юстиниана, Македонское возрождение, Ренессанс эпохи Палеологов сформировали идеи, формы, композиции церковного христианского искусства, ставшими каноническими. А трагический период иконоборчества, погубивший значительное количество икон, росписей, живописных изображений, вошел в историю как один из печальных примеров отрицания духовной силы искусства вообще, и изобразительного православного искусства в частности.

В России роспись храмов первоначально была копированием византийских образцов. И во многом древние росписи были лишь декоративно- узорными, служащими лишь украшению интерьера храма. Но постепенно живопись на библейские темы стала основным способом оформления внутреннего убранства соборов, церквей, часовен. Становление и расцвет Российской империи способствовал строительству православных храмов и монастырей. За три столетия эпохи Романовых роспись храмов из почти ремесленного занятия превратилась в высокое искусство со сложившейся системой символики, образов, канонов и т.п. В конце XIX века большинство именитых художников почитало за честь быть приглашенными для росписи храма, выполненными росписями гордились и академики живописи, и начинающие художники.

Наш русский период иконоборчества и гонений на православие привел к тому, что настенные росписи в храмах стали уделом немногочисленных специалистов-реставраторов, стремившихся лишь к воссозданию, к повторению образцов прошлого. В то время как живое искусство требует и новых идей, новых осмыслений, и новой практики. И лишь на рубеже нового тысячелетия российские художники вновь получили возможность духовного творчества в настенной и купольной росписи православных церквей и соборов.

Представленный проект росписи храма Илии Пророка нарисован выпускником Суриковского института Иващенко Олегом. Новое поколение российских художников воспринимает храмовую роспись как одну из важных возможностей творческого развития. Необходимость следования канонам не столько создает границы этого развития, сколько позволяет продемонстрировать мастерство и зрелость. Нижний ярус проекта росписи храма Илии Пророка - изображения святых в светлых одеяниях. Купольная часть - изображение Богоматери с младенцем. Спокойная сдержанная гамма цветов подчеркивает чистоту белого. Статичность и некоторая схематичность изображений святых компенсируется естественностью и непринужденностью позы Богоматери.

Возможно, профессионалы найдут к чему придраться в этом проекте. (В любом деле в первую очередь находятся критики.) Но не надо забывать, что еще не одно десятилетие искусство росписи храмов будет нуждаться в художниках-профессионалах. Еще много полуразрушенных церквей ждут своего возрождения, еще мало расписано восстановленных храмов. И вполне может быть, что вчерашние молодые таланты вскоре состоятся как большие мастера живописи. И проекты, подобные этому, только способствуют возрождению искусства храмовой росписи в России.

Ильинская Елена
Специально для «Галереи на Вознесенском»


→ Главная   → Статьи, заметки, публикации   → Проект росписи Храма Ильи Пророка  
Voznesenie-art.ru, 2009-2011
Галерея на Вознесенском: живопись, графика, роспись, мозаика.
Художественные выставки и арт-классы.
Москва, Вознесенский пер., д.9, стр.2   (495) 968-14-02
Контакты  |  Статьи и публикации  |  Ваш вопрос  |  Карта сайта

Все права на произведения искусства, представленные на сайте, принадлежат авторам или владельцам этих произведений.
Запрещается использовать изображения картин и художественных предметов без согласия правообладателей.